Смотреть аниме Маг-обманщик из другого мира онлайн, biz в москве

Рубизнес
для Гениев
из России
«Истина освободит вас»
http://Istina-Osvobodit-Vas.narod.ru
MARSEXX

Адрес (с 26.01.06): /tolstoy/tolstoy-kalendar.html
Сверхновый
Мировой
Порядок
Бизнесмен,
бросай бизнес!
Работник,
бросай работу!
Студент,
бросай учёбу!
Безработный,
бросай поиски!
Философ,
бросай думать!
НовостиMein KopfИз книгЛюби всех и верь себе!!!СверхНМП«Си$тема»Рубизнес
Сверхновый Мировой Порядок из России
Чего хочет разумный человек?        К чёрту государство!        К чёрту религиозные культы!        К чёрту удовольствия!        К чёрту деньги!       К чёрту цивилизацию!        «Жизнь со смыслом, или Куда я зову»       Грандиозная ложь психологов: ЗАВИСИМОСТИ!        Наша жизнь — чепуха!        Рубизнес-1        Рубизнес       Светлой памяти Иисуса Христа        Развитие vs. сохранение        О книгах Вл. Мегре        Мы живые       Демонтаж "си$темы"       Чересчур человеческое       Болтовня       Достаточное       Условия       Бедность       Города       Решение проблем       Эффективность       Богатство       Прибыль       Война       Деньги       Паразитизм       Сегодня       Будущее       Что делать       Бизнес, Гении, Россия       Почему       Зачем
Ещё писания Льва Толстого берите в библиотеке Марселя из Казани «Из книг» и в «Толстовском листке» (издание Вл. Мороза в 14-ти томах)
Историю написания читайте в приложении к 4-му выпуску «Толстовского листка»

Лев Толстой

КАЛЕНДАРЬ С ПОСЛОВИЦАМИ НА 1887 г.

Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
(Посл. Иакова, гл. 3, стр. 18)

ЯНВАРЬ

РАБОТЫ В ЯНВАРЕ

ФЕВРАЛЬ

РАБОТЫ В ФЕВРАЛЕ

МАРТ

РАБОТЫ В МАРТЕ

АПРЕЛЬ

РАБОТЫ В АПРЕЛЕ

МАЙ

РАБОТЫ В МАЕ

ИЮНЬ

РАБОТЫ В ИЮНЕ

ИЮЛЬ

РАБОТЫ В ИЮЛЕ

АВГУСТ

РАБОТЫ В АВГУСТЕ

СЕНТЯБРЬ

РАБОТЫ В СЕНТЯБРЕ

ОКТЯБРЬ

РАБОТЫ В ОКТЯБРЕ

НОЯБРЬ

РАБОТЫ В НОЯБРЕ

ДЕКАБРЬ

РАБОТЫ В ДЕКАБРЕ

ЯНВАРЬ

1.

Жить — богу служить. Человек не для себя родится.

2.

Спесивый высоко мостится, да низко ложится. Смиренных бог спасает.

3.

Где наболело, там не тронь. Обиженного обижать, двойной грех.

4.

За добро бог плательщик.

Человек жалью живет.

Друг по друге, а бог по всех.

5.

Правдой жить, от людей отбыть, неправдой жить, бога прогневить.

6.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Лучше по миру сбирать, чем чужое собирать.

7.

Не ищи правды в другом, коль в тебе ее нет Говоришь правду, правду и делай.

8.

Богатство гниет, а нищета живет.

Была бы голова на плечах — живы будем, а дети будут — сами добудут.

9.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. Хорош тот, кто поит да кормит, а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит.

10.

Бог терпел, да и нам велел. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

11.

В мире жить — с миром жить. Хоть на себя поступиться, да помириться.

12.

Думка за горами, смерть за плечами.

Что копил, того не заберешь, а о чем не пеклись — то с собой понесли.

13.

Язык мой, враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.

14.

Не дорог час временем, а дорог улучкой.

15.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Скорбит человек по человеку.

16.

Что больше есть, то больше надо.

Тяжело нагребешь, домой не донесешь.

17.

Муж с женой, что вода с мукой — сболтать сболтаешь, а разболтать — не разболтаешь.

18.

Не тот живет больше, кто живет дольше. Жить, дела божия творить.

19.

Не та земля дорога, где медведь ревет, а где курица скребет. С огнем, с водой, с ветром не дружись, а дружись с землею. От земли вышел, земля кормит, в землю и пойдешь.

20.

Над другим посмеялся, над собой поплачешь. Закрой чужой грех, бог два простит.

21.

Правду похоронишь, да сам из ямы не вылезешь.

22.

Кто правды ищет, того бог сыщет. Правда со дна моря выносит.

23.

Ты к худшему, а бог к лучшему. Человек ходит, а бог водит.

24.

На человеческую глупость есть божья премудрость. Стоит мир не человечьим умом, а божьим судом.

25.

Огонь маслом не тушат. Милость над грехом, что вода над огнем.

26.

Поневоле старуха клянется, коли врет. На правду мало слов, либо да, либо нет.

27.

Бочка меду, ложка дегтю — всё испортит. Один грех всю душу оскверняет.

28.

Хорошую речь хорошо и послушать. В умной беседе ума набраться, а в глупой свой растерять.

29.

Богатому не спится, он вора боится. Бедному горе, а богатому вдвое.

30.

Чего стыдимся, того и таимся. Повиниться, что богу помолиться.

81.

Как ни крой, а швы наружу выйдут. Как ни мудри, концов не отрубишь.

 

РАБОТЫ В ЯНВАРЕ

Время глухое; по дому только и работы: воду возить, да скот кормить, да молотить, у кого не обмолочено. Если мужик ма­стерства никакого не знает, то больше и работы нет. Да отчего ж мужику мастерству такому не выучиться, чтоб по зимам дома работать. Была бы охота — всему выучиться можно, а нет охоты, так и лаптей не выучишься плесть. Считаем мы, что на зиму не из-за чего мужику дома оставаться, а лучше в город на. заработки идти — на подати добывать. И ходят мужики в город, дома скотину на старика или на баб прикажут, и живут полгода в городе, на лето домой .ворочаются. Бывает точно, что принесет мужик из города 20 или 30 рублей в дом, бывает, что и ничего не принесет. А принесет ли, не принесет мужик в дом, а в дому без мужика за зиму упущенье будет. Где бы корму до вешнего Николы хватило, его бабы без толку, да не во-время давали, больше столкла скотина, чем съела. Корму нет, и ско­тина худа, а то и вовсе издох жеребенок, телушка или корова, от неприсмотру. На сарай снегу навалило, без мужика счи­стить некому было; сарай завалится —надо строить.

Как разочтешь, что хороший мужик домой принесет, да что упустит — так и не найдешь расчетов. А то много таких, что в город уйдут, да оттуда вместо денег — баловства, прихотей всяких, да еще французскую болезнь принесут. Без сапог при­дут, а лаптей не наплели,

А то еще и то бывает, что мужик ушел, в городе баловался, а баба без мужа за то же дома взялась. Вернулся мужик к жене, а его место уж занято. Брак великое дело. Соблазнов бояться надо и не разлучаться мужу с женой без крайней нужды.

Всё говорят, от нужды в город за податями ходят; да не от нужды больше в город ходят, а за роскошью. На нужду и дома добудешь, а на прихоти и всего мира не хватит. Не нужда, а соб­лазны в город тянут. В городе пища слаще, а работа легче — всё готовое, думать не о чем; и никто не видит, как мы по тракти­рам гуляем, да еще хуже какими делами занимаемся. А в деревне и пища и одежда посерее, обо всем позаботиться да подумать надо и всё на виду у жены и домашних: баловаться совестно. Не за податями в город ходят, а за соблазнами. Прежде все дома жили и все кормились. Охота бы была дома жить — най­дешь и дома работу. Мастерству выучился, а то хоть и лапти плесть, да порядком зимой дом вести. На поверку сходнее будет, чем в город идти.

Недаром пословица: ближняя копейка дороже дальнего рубля.

Бабья работа в этом месяце: кроме молотьбы — за ягнятами, за теленком ухаживать, корову доить, масло бить, да прясть, мотать пряжу, шить. Говорят бабы, что по пятницам прясть грех, и по пятницам пряжу мотают, а по воскресеньям шьют. Пятница, говорят, что-то над пряхой сделает, если она прясть будет. Всё это пустое. Пятница день в неделе и больше ничего. И праздника даже такого нет. А прясть, мотать и шить надо когда по делу нужно, а не дни разбирать.

ФЕВРАЛЬ

1.

Не загадывай в год, а загадывай в рот.

2.

Промеж мужа и жены нитки не продернешь. Муж да жена — одна душа.

3.

Носи платье не складывай, терпи горе не сказывай. Терпенье н труд всё перетрут.

4.

Работай до поту, так и поешь в охоту. В полплеча работа тяжела, оба подставишь, легче справишь.

5.

Рубаха к телу близко, а смерть еще ближе. Жить надейся, а умирать готовься.

6.

Завали правду золотом, затопчи ее в грязь — всё в наружу. выйдет.

Ржа на железе, а неправда в человеке не утаится.

7.

Бил жену разочек, да плакал годочек. Муж голова, жена душа.

8.

Горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение (Луки VI, 24).

Деньги что камень на душу ложатся.

9.

Отойди — и сотворишь благо. Ты тянешь, и он тянет, кто ни перетянет, а обоим падать.

10.

Даст бог день, даст и пищу. Дал бог роток, даст и кусок,

11.

На бога положишься — не обложишься. Ни он тебя, ни ты его не обманешь.

12.

Не смотри высоко, глаза запорошишь. Выше носу плюнешь, себя заплюешь.

13.

Бойся жить, не бойся умирать. Не бойся смерти, бойся грехов.

14.

Видим, кто скачет, а не видим, кто плачет. Видим, как гуляют, а не видим, как работают.

15.

Любящих и бог любит. Где любовь, тут и бог.

16.

От сумы да от тюрьмы никто не отказывайся. Не хвались сумою — кому бог дает.

17.

Простота. — половина спасенья. Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного.

18.

Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе.

19.

Ласковое слово не трудно, а споро. Где грозно, там розно.

20.

Кто горя не видал, тот счастья не знавал. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.

21.

За малое судиться — большое приложить.

22.

У бога все равны.

23.

Бедность учит, а счастье портит. Пусть деньги за богачом, лишь бы хлеб за нами.

24.

Злой человек злее волка. Волк волка не боится, а злой человек человека боится.

25.

Много деньги смогут, а правда всё. За правду бог и добрые люди.

26.

Не горюй по вчерашнему, не жди завтрашнего, не покидай нынешнего.

27.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добрые умирают, да дела их живут.

28.

Лжей много, а правда одна. Лгуну надо памятливу быть.

РАБОТЫ В ФЕВРАЛЕ

Мужикам работа по дому та же, что и в январе: воду возить, скотину кормить; да еще снег счищать с крыш, а то много в этом месяце мокрого снега выпадает, крыши ломает. Хорошо в этом месяце на мельницу лишний раз съездить, замолоть вперед, чтоб по распутице не ездить.

Бабья работа: прясть, сновать пряжу, шить.

У кого куры в призоре — нестись начнут. Хорошо яйца в гнезда класть, чтоб зарились куры. Если теленок есть, то не жалеть на него молока. На продажу ли, на племя ли, — оку­пится вдесятеро то молоко, что в первые недели давать.

Если с начала заморить, после уж не справишь.

Если на продажу выкармливать, то болтушку делать. Зате­реть гречневой муки с водой, лотом обдать кипятком. Да туда же два яйца сболтать и молоком долить. Тем и поить.

С 8-го по 14-е масляница.

Праздника нет никакого и закона такого нет, чтоб на этой неделе не. работать, а праздновать. Кому досуг и охота, — пусть и наряжается, и блины ест, и водку пьет; а кому не­досуг и неохота, пусть как и в будни всю неделю живет и на людей не смотрит. Люди осудят? Это не беда. Бог бы не осудил.

А то повелось так, что считает каждый самым непременным важным делом масляницу справлять. Бедняку другому и есть нечего, а он норовит последнее продать, на весь пост себя оголодить, только бы масляницу справить. Другой украдет, только бы от людей не отстать, масляницу справить.

И богатому другому и неохота гулять и вино пить, а он тоже перед людьми совестится. «Как же, —говорит,— бедные спра­вляют, а мне не справить?» Так все кругом стоят, за руки дер­жатся, и крайнего не найдешь, кому начинать.

«Так, — говорят, — наши отцы, деды делали, так и в горо­дах делают, так и мы делаем». — В добром деле хорошо по старине жить и с городских пример брать, а в худом деле надо отставать от старины и своим умом жить. А то как каждый будет говорить: «Мне против людей нельзя, пусть другие начнут», тогда никогда никто не начнет. И какая глупость ни заведется. так ей до конца века и быть. На то человеку и разум особо каж­дому дан, чтоб каждый своим умом думал и чего не понимает —

учился бы от умных, и если что понимает, учил бы тех, кто глупее его.

Видишь, что добра от маслянипы нет, не справляй ее. Не учи других делать худое. А худого в маслянице много. Не то худо, что ребята на скамейках катаются. Это самое хорошее дело. Веселье богу приятно. Отчего не поделать ребятам ска­мейки и самому с ними на гулянках не покататься. Отчего и бли­нов не поесть и водки не выпить. Можно блины и постом и мясо­едом для переменки есть, когда есть на что муки купить. Можно и вина выпить, когда озяб или гость заехал, да зачем же целую неделю сряду блины есть и водку пить? Первое — одуреет человек и на скотину похож станет; а второе — расходу много;

а третье — греха много.

Только и хорошего в маслянипе, что последний день, когда ходят друг у дружки прощенья просить. Только и то дело от гульбы испорчено. Ходят больше пьяные, да по кумовьям. А по-христиански надо трезвому дойти, к тому, кого обидел, да попрощаться. Это дороже всей маслянипы. И не мудреное дело, а коли сделать его по-христиански, в прощеный день с недругом помириться и всё зло затушить, то радости и спокоя много в жизни прибавится.

МАРТ

1.

Наша доля — божья воля. Бог по силам крест налагает.

2.

Бояться смерти — на свете не жить. Откуда вышли, туда же пойдем.

3.

Посердишься — перестанешь, а любить начнешь и конца не найдешь.

Любовь кольцо; а у кольца нет конца.

4.

Будешь жив, будешь и сыт. На охочего работника и дело найдется.

5.

Скупой копит, а чёрт мошну тачает. У скупого, что больше денег, то больше горя.

6.

Простота человека приводит к богу. В простых душах бог почивает.

7.

Кто к богу, к тому и бог.

Ты от него на пядень, он от тебя на сажень, ты к нему на пядень, он к тебе на сажень.

8.

Всяк потужит, да не всяк послужит.

Всяк добр, да не до всякого.

9.

И барину деньги господин. Кусают и комары до поры.

10.

Богач в неволе у прихотей своих. Убогого докука, богатого скука одолевает.

11

Не то сквернит, что в уста, а что из уст.

12.

Божью власть не руками скласть. Бог не захочет, и пузырь не вскочит.

13.

Люди — божьи невольники. Делай дело- божье, свое само сделается.

14.

Тихо не лихо, а смирней прибыльней. На кнуте далеко не уедешь.

15.

Лихо думаешь, богу не молись.

16.

Чёрт бессилен, да батрак его силен. Ничего бы ему не сделать, кабы мы ему не помогали.

17.

Нужда приводит к богу. Кто нужды не видал, тот и богу не маливался.

18.

Корысть глаза слепит. Ваши пьют, а наших пьяных бьют.

19.

И через золото слезы льются. Богатство с золотом, а бедность с весельем.

20.

В кривом глазу все криво. На сердце ненастье, так и в вёдро дождь.

21.

Кто своего не уступает да чужого желает, того суд дони­мает.

22.

Богатство перед богом великий грех, а бедность — перед людьми.

23.

В тесноте люди живут, на просторе волки. С любовью везде простор, со злом везде теснота.

24.

Свет плоти — солнце, свет духа — истина.

25.

Добрая слава дороже богатства. Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет.       ;

26.

Час честиться, да год пыхтеть. Люби смородинку, люби и оскоминку.

2У.

На охочего рабочего и дело и хлеб найдется. На Руси еще никто с голода не умирывал.

28.

Когда золото всплывает, то правда тонет.

29.

Молись втайне, воздается въяве. Молитва места не ищет.

30.

Завистливый по чужому счастью сохнет. Железо ржа съедает, а зависть завистливого человека.

31.

У богатого соболиное одеяльце в ногах, да потонули по­душки в слезах.

А бедный лег камешком, встал перышком.

РАБОТЫ В МАРТЕ

Мужикам та же работа: воду возить, скот кормить, снег сгре­бать, еще воду спускать, когда таять начнет. Корму в этом ме­сяце поменьше сразу давать, да почаще. Мокро бывает на дворе, Если нет решеток, да дуром корм кидать, много ногами затол­кут. — Время уж к пахоте идет. Надо лошадей подкармливать. соху и борону снять, осмотреть. Оправить, что разладилось. Хомуты пахотные справить, перечинить. Гужи, постромки, под­вои перевить или новые. Сошники свозить в кузню, пощадить и поперить. Пахота подойдет, тогда некогда будет.

Бабья работа: стан установить, холсты ткать, ягнят и маток подкармливать, наседку сажать.

В марте общественные дела бывают: земли снимают и накладывают. Брата с братом, отца с сыном разводят, судят, мирят; вдову, сирот, стариков обдумывают.

Не мудреное дело на сходку с палочкой выдти и не тяжелая работа час, два на улице постоять, послушать, что народ гово­рит, и не важность самому слово сказать: так оно кажется; а сходка из всех крестьянских дел самое мудрое, и самое трудное и самое важное дело. Не мудрено это дело тому, кто и слушать не слушает того, что люди говорят, а стоит только, дожидается скоро ли водку пить станут; а мудрено тому, кто во всякое слово вникает и помнит, и думает не о том, как бы поскорее отделаться а о том, как бы рассудить да помирить отца с сыном, или брата с братом, или мужа с женой, или вдову, сирот, стариков обдумать. И не трудно это дело тому, кто не о том думает, как бы по-божьи рассудить, а только о том, как бы свата, брата, кума застоять. Это не трудно. Только горло дери. А трудно то, чтобы на сходке и свойство, и кумовство, и родство забыть, а одну правду помнить, да по-божьи рассудить, да обдумать, чтобы меньше обиды да зла было. И не важное это дело тому, кто ду­мает: что как ни есть, порешим дело, запишем в книгу, и делу конец, до меня, мол, дело не дойдет. Кто так думает, тому сходка дело не важное. Но важное оно дело тому, кто понимает, что всякое худое дело назад на того ворочается, кто его сделал, Нынче решу я, чтоб человека против закона обидеть или без призору старика бросить. ан прошло лет 10, и мне пришлось на сходке судиться или у мира милости просить. Как я рассу­дил, так и меня рассудят. Мирское дело — дело великое. На сходку выходить надо богу помолясь, да и стоять-то на ней, как в церкви. Помнить надо, что коли мы соберемся во имя его, то и он будет среди нас. Старика, старуху успокоить, сирот призреть, вдов определить, спорящих, ссорящихся примирить: всё это дело сходки мирской, и всё это — любимые дела божий. Так есть ли на свете дело важнее сходки? Не с шутками и бранью и водкой надо на сходку идти, а с богом.

АПРЕЛЬ

1.

Всякая сорока от своего языка пропадает. Кабы на дятла не его носок, никто бы про него не зная.

2.

Овца руно растит, а скупой деньги копит — не для себя. Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают.

3.

Счастье искать — от него бежать. Добро под рукой, а он худа, как клада, ищет.

4.

Беручи рука приберется, а даючи не придается. Брось калач на гору, придет на пору.

5.

Жив бог, жива душа моя.

в.

Богатство спеси сродни. Барская спесь на самом сердце нарастает.

7.

Лучше гнуться, да не переломиться. Упрямая овца волку корысть.

8.

Скупому душа дешевле гроша. Сам в могилу глядит, а над копейкой дрожит.

9.

У кого желчь во рту, тому всё горько. Как аукнется, так и откликнется.

10.

Ласковое слово не трудно, а споро. Ласковое слово что весенний день.

11.

Брось хлеб-соль позади, очутится впереди. Хлеб-соль — взаимное дело.

12.

Под чужую голову идти, поперек свою нести. На зачинающего бог.

13.

Сердито — не умно, а хлопотливо — не сбойливо. У сердитого губы толще, а брюхо тоньше.

14.

Лихо помнится, а добро век не забудется.

15.

Не избывай постылого, приберет бог милого. Что имеем — не храним, потерявши — плачем.

16.

Делай добро и жди добра. Доброму бог на помочь.

17.

Кошку, что больше гладить, то больше она хвост дерет. Хорошего человека употчуешь кусом, а худого не употчуешь

гусем.

18.

Никакое худо до добра не доведет. Доброго не бегай, а худого не делай.

19.

Голосом завывает, а сердцем кутьи поджидает.

20.

От нужды умнеют, а от богатства дуреют. С жиру и собака взбесится.

21.

Мать, прятавши от детей, пазуху прорвала, а дети, прятав от матери, две прорвали.

22.

Не бойся богатых угроз, а бойся убогих слез.

23.

Плохой поп свенчает — и хороший не развенчает; женитьба

дело вечное, не часовое.

Жена не лапоть — с ноги не скинешь.

24.

Лучше умная хула, чем дурацкая похвала. Не люби понаровщика, люби встречника.

25.

Нет друга, так ищи, а найдешь, береги. Новых друзей наживай, старых не теряй.

26.

Долгие сборы на короткий век. Думы за горами, смерть за плечами.. Нынче жив, а

завтра жил.

27.

Будешь богат, будешь и скуп, будет и грехов вволю я денег много.

28.

Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью. Согласие крепче стен каменных.

29.

Вино уму не товарищ. Хмель головой высок, да ногами жидок.

30.

Выше лба не прыгнешь. По одежке протягивай ножки.

РАБОТЫ В АПРЕЛЕ

Весна. Работа мужицкая: воду спускать, снег раскидывать, крыши оправлять, колья тесать, городить, канавы оправлять, поля осмотреть, перекопать, где заезжать стали, пахать, сеять овес. Яблони развернуть, окопать; пчел выставлять. (Хороша о пчелах книга Бутлерова. Ц. 51 к. в книжном магазине в СПб., по Б. Невке, д. № 14.)

Бабья работа: пеньку мнут, ткут, холсты белят, рассаду сеют. Куры несутся и садятся.

В апреле овсяный посев. В редкой деревне не найдется таких дворов, что время сеять пришло, а у него овса ни зерна в купить не на что. Сеять нечем, и земле либо пустовать, либо про­дать ее за бесценок тому мужику, у кого семена есть. А бедному мужику без овсяного посева и на лето приждать нечего; не про­даст бедный мужик своей пашни, так и пустует она всё лето. Есть овес на семена в той же деревне, двор об двор, да только не в тех руках, кому он на семена нужен. В деревне овса на всю землю слишком хватит, а глядишь — остались полосы не сеяны, а овес повезли продавать в город, и в деревне во всей на лето добра меньше стало. Так же и в другой деревне, и в третьей, и везде. Беднеет народ и от пожаров, и от других бед, и от пьянства, но больше всего беднеет народ оттого, что вместо согласия между людьми вражда стала, всяк за себя, а об дру­гом думать не хочет. Любви стало мало.

Земля семян просит. Кабы была любовь между людьми, не могло бы такого греха быть, что земля семян просит, а мы овес везем продавать. Не потому не даем семена бедному мужику, что нам деньги нужны, — деньги не пропали бы, земля родила бы, и мы свое взяли бы, — а потому не даем, что не любим того, кому семена нужны. Не любим, осуждаем, в вражде с ним.

«Я свои семена берег, старался, а он пропил. А я ему теперь давай. Нет, пускай узнает». Так мы говорим: «Что ж, я и буду на всех нищих семена раздавать. Это не наготовишься». Если бы была любовь, то мы не судили бы так, а есть у меня семена, есть земля, надо посеять, нечего разбирать, кому досеять — другу или недругу, доброму или недоброму. Посеется земля людям на пользу, а семена не пропадут. И самый бессовестный с бла­годарностью отдаст. То же и с картофелем. Не много нужно дать остатка картошек тому, у кого нечего сажать. А не посада он картошки — целый год голодал бы. Нет дороже подаяния как ко времени. Дорого к пожару ведро воды.

Святая в этом месяце. Три первые дня не работают, а гуляют. Народ из города приходит. Новые люди франтовство приносят. Бабы, девки наряжаются, друг перед дружкой щеголяют. Яйца красят и катают, на качелях качаются, в бабки играми. Бабы и девки хороводы водят, в горелки играют. Худого в этих играх ничего нет. Молодым надо радоваться. И хорошо, когда старые с молодыми имеете играют. И в игре больше порядка будет, и молодые глупости делать не будут, и старым веселое будет, чем из двора на двор ходить, водку пить и в тын головой соваться.

Всю неделю в поле не работают, а с среды принимаются за домашние дела.—Последний отдых перед летней работой До осени досуга не будет. Что нужно к лету, теперь обдумай. И железные, и деревянные вилки, и телеги, и навозницы, и крыши, и загородки. На святой же всегда и пастуха нанимают Бывает часто, что пастуха берут какого попало. Того не рассуждают, что от пастуха многое требуется. На пастухе вся скотина. А скотина безгласная тварь божия. Плохой пастух может целое лето всю скотину мучать, а хороший пастух сделает то, что скотина будет радоваться. Пастух важнее старосты и старшины. Надо ему быть заботливому, кроткому и милостивому.

МАЙ

1.

С детьми горе, а без них вдвое. Дети благодать божья.

2.

Не любит пьяный трезвого, безумный разумного, а злой доброго.

3.

Праведного не осуди, грешному пособи.

4.

Не портит тот, кто не делает. Не штука промашка, штука поправка.

5.

Горе тому, у кого непорядок в дому.

Порядок — дом; непорядок — содом.

6.

Покорное слово гнев укрощает. Ласковое слово пуще дубины.

7.

Спотыкается и конь, да поправляется.

Умеешь грешить, умей и каяться.

8.

Переученый хуже недоученого.

Лучше дурак с кротостью, чем умный с гордостью.

9.

Не нужен ученый, а нужен смышленый. Была бы охота, заладится всяка работа.

10.

Сердцем и соломинки не переломишь. — Бранью прав не будешь.

11.

Каков дядя до людей, таково и ему от людей. Как аукнется, так и откликнется.

12.

И знает сила правду, да не сказывает. Правда в лаптях, а кривда в сапогах.

13.

Не делай ложью, всё выйдет по-божью. Без правды не житье, а вытье.

14.

Нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

15.

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

16.

Мошна пуста, да душа чиста. Лег свернулся, встал встряхнулся.

17.

Каковы сани, таковы и сами.

18.

Не только света, что в окне. Из избы выйдешь, больше уви­дишь.

19.

И бедно, да сбойливо, и богато, да рассыпчато. Богатство полюбится и ум забудется.

20.

Работа и мучит, и кормит, и учит.

21.

Ешь не наедайся, пей не напивайся, вперед не кидайся, в се­редку не мешайся, позади не оставайся.

22.

Около чего потрешься, того и наберешься. Около пчелки медок, около жучка навоз,

23.

Пестрава красава, а Буренка с молочком. Пригож хохолок на несучке,

24.

Конь берет рывом, а человек смирением.

25.

Как поживешь, так и прослывешь. Добрая слава до порога, а худая за порогом.

26.

Чужое взять — свое потерять. Чужое береги — свое бог даст.

27.

Перед людьми только позолоти, что бело, что черно — всё одно будет. — Хороша правда, да не перед людьми.

28.

Просит убогий, а подаешь богу. — Бог в долгу не останется.

29.

Хвали день вечером, а жизнь при смерти.

30.

Словами туды-сюды, а делами никуды. Летаешь хорошо, а сесть не умеешь.

31.

Кто старое помянет, тому глаз вон.

РАБОТЫ В МАЕ

Мужицкая работа: в начале мая покончить сев овса, лен посе­ять, картофель посадить. Картофель часто на семена покупают какой попало. В атом ошибка большая. Работа одно, а хорошая порода вдвое дает, да и вкус приятный и не портится. Хорош красный с пятнами, а то круглый желтый. В конце месяца гре­чиху сеять; возить навоз. Да возить его надо не туда, где ближе, а куда нужно. Поровнее раскладывать кучи. И не долго держать. Скорее разбивать, да запахивать. Навоз, чем раньше вывозить, тем лучше. Земля больше в себя впитает. Лучше домашние дела, какие нужно до покоса, после навоза, а не прежде навоза, поде­лать. Отвозивши навоз, плетни какие нужны поплесть, изгоро­ди, крыши, постройки починить, И браться за навоз, да карто­фель заскородить и выполоть. Уходом за картофелем скучать не надо. Работа не велика, а прибыли много, коли хорошо кар­тофель ухожен.

Бабья работа: овец стричь, волну мочить и мыть. Бабам работы в поле только садка картофеля, да полка лугов, овса; дома — волну прясть. Позаботиться бабам надо в этом месяце об грядках в огороде; чтобы луку, свеклы, редьки, а где можно, огурцов посадить. Работы не много, а в пище подспорье.

В мае Троицын и Духов день. В эти дни кукушку крестят, венки завивают и развивают. Народ собирается, идут все ровно куда-то за делом; а спроси у кого бы то ни было: зачем они идут? Что они будут делать? Где кукушка? Зачем ее крестить? Никто ничего не знает. Да и знать нечего. Потому что к чему это все делалось, все уж забыли. А делают теперь все сами не знают, что и зачем; только потому, что так в старину делали. В старину в этот день языческого бога Ярилу праздновали, а теперь сами не знают, что празднуют. Не беда, что пойдут в лес, наденут венки, покидают их в воду и попоют песни. Можно венки завить, коли это нарядно, и во всякий другой день и песни петь, когда-весело. Нехорошо только то, что думают, это непременно нужно делать в Троицын день, и что тут кукушка в чем-то участвует, и что выйдешь замуж или помрешь от того, как венок поплывет или потонет. Не беда и то, что яичницу в лесу девки и бабы делают, а ребята к ним приходят, их яичницу портят. Всё это, если весело и без греха, то отчего же этого всякое воскресенье ие делать. Нехорошо то, что не покидают языческих обрядов, а с языческими обрядами и во многие пустяки верят. Верят не одни бабы, да и мужики многие, что бывает болезнь с глазу, что ее бабки лечить умеют, что бывают колдуны, что они могут пор­тить, поправлять людей, скотину, что могут узнавать, кто что украл, где краденое, что бывают домовые, лешие, водяные и во всякую такую глупость. Всё это язычество. И от этого язычества большой вред. Первый вред, что где бы человеку самому поза­ботиться надо, он всё на колдовство сворачивает, от колдовства помощи ждет. Заболеет у матери ребенок, вместо того чтобы поберечь его, она несет его под насесть к курам отчитывать или еще какие-нибудь глупости, от которых никакой пользы не бывает. Другой вред тот, что когда над человеком беда, как и со всеми людьми бывает, случится, то человек не переносит ее с покорностью и терпением, а тотчас на других думает, на них злобится. Заболеет кто из молодых, особенно после свадьбы, сей­час начинают указывать на того, кто испортил, и злобятся на него. Заболевают от порчи только те, кто верит в колдовство и порчу. Заболевают не от колдовства, а от думы, начнут думать, скучать и точно заболеют. А кто не верит в пустяки эти, тот ни от какого колдовства не заболеет. Пора оставлять это языче­ство; хорошо было так думать, когда еще люди истинной Хри­стовой веры не знали, а теперь, когда в каждом почти дворе есть грамотный человек и Новый Завет, в котором людям истинная вера открыта, нельзя уж этим глупостям верить.

Жил я на свете долго и никогда не верил никаким колдовствам, и порчам, и бабкам; и много раз говорил и теперь говорю, когда мне про порчи и колдовства рассказывают, что я тому колдуну 1000 рублей дам, который меня испортит, только бы внутрь ничего не давал. А то пускай подает за упокой на меня; пускай волосы мои сучит, из следа вынимает. До сей поры не нашелся такой. Великий народу вред от веры в колдовство. Это языческая вера, пора ее бросить. Христианину сказано Христом: «Узнаете истину и свободны будете». И потому христианин от всяких страхов, наговоров, порч, колдовства свободен. Стра­шен для христианина только грех, а остальное ничто не страшно. И никакой никто над другим власти не имеет; только одну власть над людьми дал бог людям, ту, чтобы одни люди других покоряли себе любовью.

ИЮНЬ

1.

Детки подросли, отца растрясли. Оттого растрясли, что умел отец родить, а не умел уму-разуму научить.

2.

Ум без разума — беда. Ум разумом крепок.

3.

Умей сказать, умей и смолчать. Кто молчит, тот двух научит.

4.

Своя рогожа чужой рожи дороже. Не выменять у свиньи шкуры и за куний мех.

5.

Не с богатством жить — с человеком. На хорошую глядеть хорошо, а с умной жить легко.

6.

Жизнь дана на добрые дела. Живи не так, как хочется, а так, как бог велит.

7.

Господь повелел от земли кормиться.

8.

Не пожить тех дней, что прошли. Прожитое, что пролитое — не воротишь.

9.

В грехах, как в репьях. Грешное тело и душу съело.

10.

Родители берегут дочь до венца, а муж до конца. Три Друга: отец да мать, да верная жена.

11.

Кто служит, тот тужит, а кто орет, тот песни поет. Держись ближе сохи-Андревны, она не выдаст. — Держись сохи плотней, будет прибыльней.

12.

Пословицы не обойти, не объехать. Старинная пословица не мимо молвится.

13.

Купить лишнее, продать нужное. Много желать, добра не видать.

14.

Братская любовь крепче каменных стен.

15.

Дружно не грузно.

В семье и смерть красна.

Веника не переломишь, а по прутику весь переломаешь.

16.

И дурак ездит в карете, и умный ходит пешком.

17.

Правда кус купленый, а неправда краденый. Дороги твои 40 соболей, а на правду цены нет.

18.

Больше говорить, больше согрешить. Поменьше говори, побольше услышишь.

19.

Много баить не подобаить.

Бог велит последнюю крошку делить

Милость творить, с богом говорить.

20.

Обычай бычий, да ум телячий. За худую привычку и умного дураком называют.

21.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. У кого жить, тому и служить.

22.

На сердитых воду возят.

23.

Мал язык, да всем телом владеет. Язык хлебом кормишь, а дело портишь.

24.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай. Дедушка пеняет, что от бабушки воняет, а от самого не про­дохнешь.

25.

Одна головня и в лечи не горит, а две и в поле не гаснут. Нет того хуже, как жена без мужа.

26.

Барышу наклад большой брат. От своих рук накладу нет.

27.

Одному за всех легче пропадать. Все за одного, один за всех.

28.

День мой, век мой. Что до нас дошло, то и к нам пришло.

29.

Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтоб людям, как себе.

30.

Сказанное слово серебряное, а несказанное золотое. Кстати промолчать, что большое слово сказать.

РАБОТЫ В ИЮНЕ

Мужицкая работа: навоз доваживать, запахивать и готовиться пар пахать. Сошники загодя понадить и поперить. Хомуты и кожаную снасть не забывать мазать. Жарко, В ненастье грабли к покосу приготовить. Косу купить. Не покупать не умеючи Разница в косах большая. И плохая коса замучает. Веревки для увязки сена приготовить. Уладить молотки и отбои, чтобы к людям не ходить, а самому послужить тем, у кого нет. Сарай сенной очистить, покрыть. Зачинают покос и пар пахать. Не забыть между дел картофель пораньше перепахать.

Бабья работа вся в поле. Полоть луга, овсы, огороды, навоз разбивать, покосы грести. Не забывать грядки на огородах поли­вать. А то, коли забыть, не полить, не выполоть во-время, — лучше бы их и не сажать.

Самое тесное время скотине, хлеба стоят, покосы не убраны и пар припахивают. А кроме того, короткие ночи, длинные дни.

Рабочий человек мало высыпается, а пастухи еще меньше. Часто упускают пастухи скотину в хлеба; еще чаще лошадей, если стерегут ребята или сами мужики. Заснут — уйдет ло­шадь в хлеб или покосы. В этом месяце больше всего бывает потрав, ссор и судбищ. Не столько вреда скотина сделает хле­бам, сколько люди Друг другу, как начнут судиться за потравы. Поймают скотину, запрут; держат без корму, штрафы за нее взыскивают. Друг у дружки учатся, как за потравы деньги взыскивать. Есть такие, что на свою землю загоняют да потом ловят. Грех большой завелся из-за этого в народе. На людей смотреть нечего. Если они худо делают, незачем у них худому учиться. А о потравах надо судить прямо. Нет того человека, который бы нарочно запустил свою скотину в хлеб или на луга. А если заснул да упустил, так это дело человеческое. Нынче

с ним случилось, а завтра со мной. Что ж делать? Бывает — вымокнет, сожжет, червяк съест; а это скотина съела. Что ж делать? Стерпеть надо. Показать, что стравили, выговорить, приказать лучше стеречь, да и всё. А то стравят лугов или хлеба на полтинник, а пойдешь судиться, проходишь дня 3 — в 5 раз дороже того, что потрава стоит, да еще себе ворога наживешь. Такого соседа наживешь, что он только того и ждать будет, как бы твоя скотина к нему зашла, чтоб ему свои деньги назад воротить. Другой раз и сам к себе загонит, а если никто не видит, так нарочно по злобе твою траву или пашню стравит. И грех за потравы судиться и не расчет это делать. А лучше всего загодя миром обдумать так, чтоб где нужно загороди были, да общая пастьба была, да пастух надежный.

ИЮЛЬ

1.

Богатый не тужит, да скучает.

Богачи едят калачи, да не спят ни днем, ни в ночи, а бедный чего ни хлебнет, да заснет.

2.

Порожний колос выше стоит. Худое колесо громче скрипит.

3.

Не всё то перенять, что по воде плывет. На ласковое слово не кидайся, на злое не гневайся.

4.

Ласковое слово не трудно, а споро. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

5.

Гневаться — дело человеческое, а зло помнить — дьяволь­ское.

6.

Нужда учит, богатство пучит. Проголодаешься — как достать еды, догадаешься.

7.

Дай бог подать, не дай бог брать. С нагого взять — кому отдать?

8.

Потная рука таровата, сухая неподатлива. Не проси у богатого, проси у тароватого.

9.

От умного убережешься, а на глупого напорешься Дурак что мутовка; как ни поверни — кол впереди

10.

Золото огнем искушается, а человек напастями. Сума да тюрьма дадут ума.

11.

Все под одним богом ходим, хоть и не в одного веруем

12.

Коготок увяз, всей птичке пропасть.

18.

Чужую бороду драть, свою подставлять. Не пеняй на зеркало, коли рожа крива.

14.

Сей слезами, пожнешь радостью.

15.

Не ропщи на бога: крест по силе налагается. Не под силу воз, так гужи пополам.

1в.

Не строй семь церквей, а пристрой семь детей.

17.

Не срывай яблока, пока зелено, созреет — само упадет. После цвету — налив.

18.

Голому разбой, а мокрому дождь не страшен.

19.

Помрешь, ничего с собой не возьмешь.

20.

Хлеб всему голова: богач ел бы деньги, кабы убогий его не кормил.

21.

Свет в храме от свечи, а в душе от добра. Не встанет свеча перед богом, а встанет душа.

22.

Чужую беду руками разведу, а к своей и ума не приложу. Свое горе — велик желвак, чужая болячка — почесушка.

23.

Была бы корова — подойник найдем. Шубы нет, так и кафтап греет.

24.

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

25.

Язык до брани доведет. Губы да зубы — два забора, а языку удержу нет.

26.

Чего душа желает, того и бог даст.

27.

День долог, а век короток. Когда дрова горят, тогда и кашу варят.

28.

Была пора, так не было ума, а прошла пора, и ум при­шел.

За гриву не удержался, за хвост не удержишься.

29.

Белый свет на волю дан. В рай за волоса не тянут.

30.

Залез в богатство, забыл и братство. Зазнался, как вошь в коросте.

31.

Господин гневу своему — господин всему.

РАБОТЫ В ИЮЛЕ

В этом месяце все дела вместе сойдутся. И покос, и рожь, и пар двоить надо, и скородить, и рожь возить, и в конце месяца молотить — семена готовить. Загодя надо крюки и цепы при­готовить, и падрины расчистить, и ток оправить. Не забыть надо тоже в этом месяце во 2-й раз картошки пропахать.

Бабья работа тоже больше в поле — грести сено, жать, вязать, молотить. Около дома иадо только во-время посканъ выдергать и выстелить. Июль месяц и дни длинные, и работа самая спешная и тяжелая. Всех дел никак во-время не сдела­ешь. Все работы не ухватишь. И не в том, так в другом что-нибудь да упустишь. Кажется, никогда всего не успеешь. А пройдет время — всё приберется. Много в эту пору люди себе вреда делают тем, что торопятся. Чем больше торопишься, тем меньше сделаешь. Как загадаешь нынче эту работу кончить, а завтра ту, так сейчас и заторопишься и работать хуже будешь, и сделаешь меньше. Загадывать работу надо не по работе: то-то и то-то сделаю, а по силам: —отработаю упряжку, сколько, сил станет, потом отдохну. А отдохнул, хорошо, опять принимай­ся за работу, не торопясь н не кое-как, а так, чтоб работу как можно лучше, чище сделать. Работай по силам без спеху, спорее будет, и все работы во-время переделаешь.

А еще больше вреда себе люди делают тем, что, на других глядя, зарится или перед людьми выхваляются, через силу работают. Работа этого не любит. Как пересилил себя, поспешил или покуражился, так и ослабел, после того много меньше сработаешь. А сплошь да рядом и совсем ослабеешь. Разгорячишься очень, да напьешься холодно, или озябнешь по заре или надорвешься. Хотел поспешить, да вовсе захвораешь в самую рабочую пору. В рабочую пору работника надо применить к лошади, когда едешь с возом в дальнюю дорогу. Как лошадь бережешь, чтобы она до места дошла, так и себя береги. На лошади в дороге лишнего конца не дашь и в гору рысью не погонишь — так и человек в рабочую пору. Каждую каплю пота береги. Чтоб она в дело пошла.

Бывает еще вред и оттого, что слабые работники за сильными тянутся и роженицы бабы или брюхатые за холостыми равняют­ся. А сильные гонят и слабых не жалеют. Много от этого людей и женщин навек портится. Сильному работнику надо с моло­дым не равняться, а ему отдых давать, за него поработать. Втянется он в работу, он то же другим делать будет. Также и с баб мужикам работы надо поменьше спрашивать. Особенно ребятниц и слабых жалеть.

Человек дороже хлеба. Хлеб купить можно, а дочь, жена испортятся или ребенок помрет — ничем не воротишь.

АВГУСТ

1.

Не выберешь дубинки без кривинки. Конь о четырех ногах, да спотыкается.

2.

Бедность не грех, а неволя не смех.

3.

Доброму человеку что ни день, то праздник. А злому и в праздник — будни.

4.

Где дрова, там и щепа. Грязью играть, руки замарать.

5.

Друг на друга глядя, улыбнешься, а на себя глядючи, только всплачешься.

6.

Брюхо не мешок, в запас не наешься. Богатство на час, а нужда до веку.

7.

С богом не спорься. Как ни верти, а бог на свое поворотит.

8.

Не загадывай, мало ли что будет. — Еще и то будет, что и нас не будет.

9.

По кривой дороге вперед не видать.

10.

На всякий цветок пчелка садится, да не со всякого цветка поноску берет. Не всё то богу любезно, что человеку полезно.

11.

Не тот отец, кто вспоил, вскормил, а тот, кто уму-разуму научил.

12.

Простота человека приводит к богу. В простых душах бог почивает.

13.

Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отру­бишь — не приставишь. Десятью примеряй, однова отрежь,

14.

Добро помни, а зло забывай.

15.

За чужой щекой зуб не болит. В друге стрела, как во пне, а в себе, как в сердце.

16.

С кем венчаться, с тем и кончаться.

17.

Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет.

18.

Злой не верит, что есть добрые люди. Слепому и свет темнота.

19.

Самолюб никому не люб. Он бы ничего — хороший человек, да никуда не годен.

20.

Мир да лад — божья благодать. Ненадобен клад, как в семье лад.

21.

Лучше жить со змеею, чем с злою женою. Муж задурит — половина двора горит. А жена задурит — так и весь сгорит.

22.

Всё на свете творится глупостью человеческою, да благостью божией.

23.

Иной по две обедни слушает, да по две души кушает.

24.

У бога света с начала света всего доспето.

25.

Пьяная баба — свиньям прибава. Не жаль вина, а жаль ума.

26.

Наказанным умом да приданым животом не долго нажи­вешься.

27.

Обручи осаживай до места. Початую кладушку домолачивай.

28.

Сей рассевай, да на небо взирай. Смелым бог владеет.

29.

Блажен человек иже и скоты милует. Божья тварь богу работает.

30.

Час терпеть, век жить.

31. Птицу кормом, а человека словом обманывают.

РАБОТЫ В АВГУСТЕ

Рожь убирается последняя, овес. Гречиху косят. Самая глав ная мужицкая работа в этом месяце — ржаной посев. Работа не трудная, да умная. Одна неделя целый год кормит. Первое дело, какие семена заготовить. Не торопиться сеять. Лучше побольше обмолотить, да всю рожь на семена от чела отобрать. Разница от этого большая. Второе дело во-время посеять. Не в сырую землю и не под дождь, да и не опоздать севом. До Ус­пения успеть надо. В начале месяца не мешает еще раз карто­фель пропахать.

Бабья работа: лен, семя брать, поскань перевернуть. Мыть и стричь овец. Что раньше, то лучше, чтоб на зиму тепла была. Кому время — грибы собирать, сушить, солить на зиму.

В августе в начале поле почти всё счищено, уже пастухи ско­тину гоняют на жнивье, только у бессильных хозяев остаются полоски, которые не вожены, — у хозяина лошади нет, и нигде не допросится, — которая не вязана на рядах лежит — баба родила или больна; а которая и некошена стоит, мотается, си­ротская чья-нибудь. Так же и в паровом поле. Люди сеют, а чья-нибудь не двоена, не скорожена, а то и вовсе не пахана, Хорошо помочь человеку ради Христа и хлебом и деньгами, а уж нет угоднее богу помощи, как своим трудом: скосить, связать, свезти хлеб, посеять тому, у кого не убрано, не посеяно. Помощь самая любезная и верная, потому что и деньгами, и хлебом по­можешь, бывает твоя помощь не на пользу пойдет, а работа все­гда на пользу. Если бы каждый сильный двор в уборку один денек бы на слабых поработал, не пропадало бы много хлеба и земли, и ровнее бы народ жил, и меньше бы кусочков в окно по­давать приходилось, потому что много бы добра даром не про­падало, а всё бы в руки приходило, людям на пользу.

И не говори: «Зачем он загодя не подумал? Он будет на боку лежать, а я буду за него ворочать; так, мол, лодырей много раз­ведется». Не говори этого потому, что неправда это. В лени счастья и радости нет. И всяк это знает. А если сбился мужик, заболтался, так ему же хуже. А уж жена, дети его ни в чем не виноваты, а есть просят. Да и говорить это и думать это грех. Коли труды свои богу даешь, так не разбирай.

СЕНТЯБРЬ

1.

Бог не гуляет, а добро перемеряет.

2.

Без греха века не проживешь. Без стыда лица не износишь, как платья без пятна.

3.

Лживому надо памятну быть. Ложь не живуща, вранью короткий век.

4.

Лучше быть бедняком, чем работать с грехом.

5.

Птице — крылья, человеку — разум. Сам смекай, где берег, где край!

в.

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное.

7.

Не держи сто рублей, держи сто друзей. Одна пчела не много меду натаскает.

8.

Межи да грани, ссоры да брани. Где забор, там и раздор.

9.

С хмелиной спознаться, с честью расстаться, Вино вину творит.

10.

Много выбирать, женатым не бывать. От частого сита редкие пироги.

11.

Чужое береги, свое само сбережется. Живи людям, не себе.

12.

Живи всяк своим умом да своим горбом. Чужим хлебом да чужим умом не долго проживешь.

13.

С грехом бранись, а с грешником мирись.

14.

Богат, да крив, а беден, да прям.

15.

На людей глядя жить, решетом воду носить.

76.

Война кровь любит. Ни моря без воды, ни войны без крови.

17.

Что телу любо, то душе грубо. Телу простор, душе теснота.

18.

Хоть бы все законы пропали, да люди правдой бы жили.

19.

Не обижай голыша, у него та же душа.

20.

Кто о ком за глаза худо говорит, тот того боится.

21.

На бедного везде каплет. Всякая щель пищит.

22.

Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась. Залез в богатство, забыл и братство.

23.

Свитка сера, да воля своя.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая

ветка.

24.

Умирают не старый, а поспелый. Знает бог, кого на племя пустить.

25.

Умный любит учиться, а дурак учить.

26.

В чем молод похвалишься, в том под старость покаешься. С молоду прореха, в старости дыра.

27.

Горе клянущемуся, а вдвое на клятву ведущему. Клятва умному страшна, а глупому смешна.

28.

Живи так, чтоб ни от бога греха, ни от людей стыда.

29.

Живи просто, выживешь лет со сто; а станешь лукавить дьявол задавит.

30.

Коли все миром вздохнут, так до царя слухи дойдут.

РАБОТЫ В СЕНТЯБРЕ

Мужицкая работа: картофель копать. Разбирать хорошо кар­тошку на два сорта: на еду и на семена. На семена лучше не резать, а цельный. В красные дни молотить — лучшая мо­лотьба. Меньше всего в соломе останется и суше зерно. В непо­гожие дни крыши оправлять, плетни плесть. Если в постройке что — поправить. Дрова собирать. Выбрать вилы, грабильни к будущему году готовить. Капусту привезть.

Бабья работа: волну прясть, сукно ткать, капусту рубить. Хороши грибы бывают — сушить и солить.

В сентябре засидки с 8-го. Со светом сидят. Вечера длинные. Надо подумать, как в зиму вечера проводить. С 4-х часов темно, спать не заляжешь, а работы, бывает, домашней нет. Надо что-нибудь делать. Жалуемся мы, что по зимам делать нечего. Хлеба запасено, чего же еще делать. А дела много. Большое самое дело еще не начато. Какое же это дело? А вот какое: Хри­стос сказал: не хлебом одним сыт будет человек, но словом, вы­ходящим из уст божиих. — Вот хлеба-то мы заготовили, а слова еще не заготовили; часто совсем и не думали, что его заготавли­вать яадо. И сыты мы хлебом, а голодны словом. Голодны сло­вом божиим и все мы, а уж пуще всего женский пол. Они дру­гой раз ничего и не слыхали и не знают, кроме своих примет, да приговоров, да отговоров как от криксы отчитывать, да кукушку крестить, да от глаза смывать, а и не знают ничего про закон божий, нро господа Иисуса Христа и про жизнь его, А пища духовная так же нужна, как и пища телесная. И потому надо заготавливать ее так же, как заготовили мы телесную. Всё лето готовили пищу телесную, зимой надо готовить пищу ду­ховную. Времени много, вечера длинные, и семья вся в сборе. Можно и почитать, и послушать, и побеседовать. Книги нынче не дороги и везде достать можно и есть хорошие. Из книг же книга — священное писание тоже не дорого (Новый Завет 25 коп., одно евангелие 8 коп., а отдельно каждого евангелиста по 2 коп.). Купить всякий может и грамотный во всяком дворе есть, можно читать, вникать и понимать. Бывает так, что купят священное писание в хорошем переплете, да положат его на полку, под святые, да и не раскрывают. Не то надо, чтоб еван­гелие цело на долке было, а то надо, чтоб оно всё цело в памяти я в душе было. Читать и понимать его надо. Христос всё понятно говорил неученым людям, и ученье его всякий понять может.

ОКТЯБРЬ

1.

Кто не пашет, у того и огрехов нет.

2.

Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.

3.

Смолоду прорешка — к старости дыра. Смолоду кривулина — под старость кокора.

4.

Не спеши карать, спеши миловать.

5.

Правдой мир стоит, а сама правда по миру ходит. Всё мииется, одна правда останется.

6.

Человек дороже хлеба.

Рожь да пшеница годами родится, а добрый человек всегда пригодится

7.

В согласном стаде и волк не страшен. Сноп без перевясла — солома.

8.

Чего не вижу, о том и не брежу.

Уши спасенье — ученье слышишь; глаза проклятье — лазны видишь.

9.

Всяк про правду трубит, да не всяк ее любит.

10.

На дороге стой — дорогу спрашивай. Чем заблудиться, лучше назад воротиться.

11.

Одна головня и в печи гаснет, а две и в поле дымятся.

12.

Без друга сирота, с другом семьянин. Глуп совсем — кто не знается ни с кем.

18.

Живи для людей, поживут люди и для тебя.

14.

На рабочего дело найдется, на голодного кус сыщется. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

15.

Капля по капле и камень долбит. По волоску и всю бороду выщиплешь.

16.

Много желать — добра не видать. Глядя на лес, не вырастешь.

17.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

18.

По бороде Авраам, а по делам Хам. Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает.

19.

Около огня обожжешься, около воды намочишься. Около чего потрешься, того и наберешься.

20.

Куда дерево клонилось, туда и повалилось. Повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сло­мить.

21.

По ветру вей, по-божьи живи.

22.

Кто сам себя стережет, того бог бережет.

23.

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

24.

На чужой роток не накинешь платок. Пусти уши в люди — всего наслушаешься,

25.

Сила не в силе, а в правде.

26.

Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Совесть — глаз божий.

27.

Труд человека кормит, а лень портит.

28.

Во всяком камне искра, во всяком человеке правда, да не скоро ее выбьешь.

29.

Мышь из реки больше не выпьет, чем в брюхо влезет.

30.

Премудрость одна, а мудростей много.

31.

Лишние догадки на худое падки.

РАБОТЫ В ОКТЯБРЕ

Мужицкая работа: дрова готовить, на дворе для корма ре­шетки приготовить, чтоб не топтала скотина. Масло постное сбить; гречиху обрушить, яблони на зиму завернуть, пчел убрать, кадушки справить, сараи щитить, избу ухитить. Захвати тепла до Покрова.

Бабам работа: лен мять и трепать. Сукно валять отдавать, ткать, шерсть прясть.

В октябре свадьбы. Брак — великое дело. В жизни челове­ческой три дела равные: родиться, жениться и умереть. Только часто не понимаем мы этого и женитьбу ни за что считаем. Или думаем только о том, как бы работницу в дом приобресть, или о том, как бы справить свадьбу против людей не хуже. Другой раз совсем полажено дело и согласны и родители и жених с не­вестой, да не женим оттого, что нечем по нашему обычаю свадьбу играть, всякие глупости справлять. В свадьбах у нас много языческого, глупого и вредного осталось. На свадьбу на язы­ческую денег много нужно, а на христианскую — самую малость. Христианская свадьба не в песнях, не в играх, не в угощенья, не в водке, а в том, чтобы сошлись молодые по любви, чтоб роди­тели их благословили, да бог утвердил союз их. На это немного надо. А у нас говорят, меньше 50, 100 рублей свадьбу играть нельзя. А все это оттого, что мы языческий закон помним, а хри­стианский забываем. Кто- по-христиански понимает брак, тот не будет это дело делать с водкой, и песнями, и плясками, а будет его делать в тишине и с молитвою. В старину делали так, что молодые и не знали друг друга, а родители за них сватали. Хорошо и так женить, если молодые люди на то добровольно согласны и перечить не будут; а если они, как это часто бывает, слюбились с другими, то лучше их спросить и женить тех, кото­рые хотят жениться, а не против воли. Против воли женить-то можно, но часто много от этого греха бывает. Если же слюбились молодые люди, то нечего смотреть на то, кто богат, кто беден, кому в службу идти, кому нет. Брак самое важное дело в мире, важнее и богатства и службы. Если в любви живут супруги, то и в бедности и в солдатстве легко жить будут и закон соблюдут;

если же не по любви сошлись, то и в солдатстве и дома закон на­рушат и весь век маяться будут. А если сошлись по любви мо­лодые люди, то дожидаться нечего ни осени, ни красной горки,

а сговориться родителям, да в первый мясоед сыграть свадьбу, да и начать молодым жить вместе. Это свадьба христианская. А такая свадьба, что 50 рублей пропить, споить всю деревню, малых ребят, девок поить и мужиков допоить до драки, и в тазы бить, и молодых класть и поднимать, и каравай поднимать — это свадьба языческая и самая гнусная. Молодые люди новую жизнь начинают, надо им пример показать. И вот для примера все вокруг них, особенно старики, часто родители, как свиньи напьются и сквернословят. Очень это глупо, и пора это бросить. «Да как же против людей? — осудят». Кому-нибудь да начинать надо, а то так мы никогда лучше жить не станем, коли все друг за друга хорониться будем. Люди осудят, коли не по-язычески, а по-христиански свадьбу справить. Люди осудят — бог опра­вит.

НОЯБРЬ

1.

Слово не стрела, да к сердцу льнет. От слова спасенье и от слова погибель.

2.

На тяжелом возу и рукавицы тянут.

3.

Глупые друг друга губят да потопляют, а умные друг дружку любят, да подсобляют.

4.

Без вина одно горе, — ,с вином старое одно, да новых два — и пьян и голова болит.

3.

Смирение — богу угождение, уму просвещение, душе спа­сение, дому благословение и людям утешение.

6.

Не подымай носу — споткнешься. Гордым бог противится, а смиренным дает благодать.

7.

Не ищи мудрости, ищи кротости.

8.

Остановил руки, останови и рот.

9.

Большой за небо не хватается, а малый по земле не валяется.

10.

Мужика не шуба греет, а цеп. Без работы и печь холодна.

11.

Что больше чести, то больше напасти. Похвала молодцу пагуба.

13.

Не наклонясь до земли, грибка не подымешь. Без меры и лаптя не сплетешь.

13.

Сам не выхвалишься, как люди не похвалят.

14.

Ум истиною просвещается, сердце любовью согревается.

15.

Кроме бога, бояться некого.

16.

От корма кони не рыщут, от добра добра не ищут.

17.

Не бойся неволи, а бойся воли. Воля портит, а неволя учит.

18.

Руку, ногу переломишь — сживется, а душу-переломишь — не сживется.

19.

Пьяному море по колена, а лужа по уши.

20.

Хлеб-соль разбойника смиряет. Боронись хлебом-солью.

21.

Попусти себя — будешь скот, поддержи себя — будешь ангел.

22.

Брюхо — пасть, с ним и пропасть. Душа тела дороже.

28.

Молодой дурит, старый пакости творит. Седина в бороду, а бес в ребро.

24.

Чужую жену полюбить, свою погубить. А чужого мужа любить, себя погубить.

25.

Исподволь и ольху согнешь, а в круте и вяз переломишь

26.

Так гни, чтоб гнулось, а не так. чтоб лопнуло.

27.

Двум богам кланяться, ни одному не служить. Плохо молиться, коли на уме двоится.

28.

Сладкие речи яд, горькие — лекарство.

29.

Постыжает бог суды человеческие, Сила — уму могила.

30.

В немощах сила божия совершается.

РАБОТЫ В НОЯБРЕ

Мужицкая работа около дома и скотины. Скотина на двор становится. Как поведешь порядок кормить, так и на всю зиму пойдет. Дрова свозить до первопутью да на мельницу съездить.

К избе завалинку завалить, двойные рамы вставить, дверь обить, чтобы меньше тепла уходило. Бабья работа — прядево.

В ноябре самые длинные вечера. Если читают по вечерам да понимают читанное, то и вечера коротки покажутся. В этом месяце набор — рекрутов возят и ставят.

Повелось еще с старины, когда 25 лет служили, чтоб рекрутов собирать и им деньги на уход давать, и теперь то же делают. Матери, сыновей жалеючи, последние деньги собирают рекруту отдать. Они думают, что с деньгами этими солдату легче служить будет и что деньги эти ему на пользу. А не думают того, что сол­дат поступает на казенную службу и ему всё готовое — и пища и одежа. И пища идет ему много лучше деревенской, и в одеже тоже нужды солдату не бывает. Даже и деньги солдат скорее добудет, чем парень в деревне (солдат на работы посылают и деньги на руки дают). Работа солдатская против деревенской тоже легче. Одно: скучно бывает солдату без домашних. А еще скучно оттого, что делать нечего, если солдат не умеет, в казар­мах живучи, ремеслом каким или ученьем заняться. В пище, в еде, в помещеньи солдату нужды не бывает и житье солдатское не тяжелее мужицкого, а легче. Если плохо бывает солдату, то только от скуки или от того, что непонятлив или упрям, а этому горю деньгами не поможешь. Так что только напрасно отцы и матери от себя и снох последние деньги отбирают — сыновей солдат наделяют. Деньги эти солдатам не на пользу, а только на вред. Вот отчего. Знают старые солдаты, что рекруты с собой деньги из дома приносят. И есть из них немало таких, что любят попить, погулять на чужие денежки. Вот и ждут эти солдаты рекрутов с деньгами, как рыбы в сеть. Как придут рекрута, сейчас разбирают их по себе пьяницы, гуляки, старые солдаты и начинают у них денежки на гульбу выманивать. Кабы знал рекрут, что ему будет, он бы лучше сразу деньги старому сол­дату отдал, его бы душе легче было. А то выходит так, что нельзя старому солдату взять прямо деньги, он и начинает водить с со­бой рекрута по трактирам, по худым местам, на его деньги гулять да и его к тому приучать. Научит его всяким пакостям и обма­нет. И остается рекрут без денег сиг сигом, да еще набалуется. А набалуется, сам ждет на другую осень рекрутов, чтоб их обма­нывать. Не меньше миллиона этих денег каждую осень по дворам соскребают из последних — рекрутам отдают. И все деньги эти проходят на худые дела и на вред солдатам. Если есть день­ги, да жалеют родители рекрута, так пусть не дают ему ничего на руки, а лучше дома поберегут для него же, когда он из служ­бы вернется. А дороже всего, если женатый пошел, то соблюсти дома солдатку. Не пускать ее в люди жить. Те деньги, что сол­дату отдали, лучше на солдатку потребить. Дать ей к мужу съездить. Только, чтоб она, пока муж служит, не в чужих лю­дях жила, а дома, чтоб закон не нарушила. Чтобы ему домой придти, честную жену найти, а не такую, которая пять лет по кухаркам жила. Если солдатская жена с свекором проживет, пока муж служит, вернется муж и крестьянином будет. А если жена пошла по людям, и он крестьянином не будет, а в город пойдет.

А то видаем, что солдату из дома 20, 30 руб. дадут на глупо­сти, да на соблазн, а жене его — хлеба жалеют, ее из дома вы­гонят. Лучше же солдату ничего не дать. А жену его как можно поддержать и от себя не отпускать. Солдаткино житье трудное и жалкое, ее пожалеть, поддержать надо.

ДЕКАБРЬ

1.

Дорого при пожаре ведро воды, при бедности подаяние.

2.

Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь.

5.

Чужой хлеб рот дерет.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

4.

Медведь до корове съедает, да голоден бывает, а курочка но зернышку клюет и сыта бывает.

5.

На свои долги забытчики, на чужие памятчики. Чужие грехи перед собой, а свои за собой.

6.

Не тот хозяин земле, кто по ней бродит, а тот, кто по пей за сохой ходит. Оттого море всеми реками завладело, что оно ниже рек.

7.

Белые ручки чужие труды любят.

8

Рыба от воды портится, а человек от ума.

9.

Не по старости мрут, не по молодости живут. Дуплистое дерево стоит, а крепкое валится.

10.

Пили, ели — кудрявчиком звали; попили, поели — прощай шелудяк.

11.

Богатому ни правды, ни дружбы не узнать, а бедный знает и друга и недруга.

12.

С бодливого рога сбивают. Червь капусту съедает, а сам прежде пропадает.

13.

Правда одна, а на всех людей хватит. Из-за всего люди спорятся, только не из-за правды.

14.

От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь. От работы не будешь богат, а будешь горбат.

15.

Мыло серо, да моет бело. Бела береста, да деготь черен.

16.

Глупый ищет большего места, а умного и в углу знать.

17.

Деньги водом, хлеб годом, а добрые люди родом. Деньги много могут, а правда царствует.

18.

Одни ворота, что во двор, что со двора. Из одних уст клятва и благословенье.

19.

Словами, что листьями стелют, а делами, что иглами колим. На языке медок, а в сердце ледок.

20.

Колокольный звон не молитва.

21.

Всякая мудрость от бога. — С богом думать надо.

22.

На доле с дерьмом, поле с добром. Сеют плачут, молотят скачут.

23.

Умный водит, неученый следом ходит.

24.

Сгубить легко, да душе каково. Кровь — не вода.

25.

Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь.

26.

И двери богатых стыдятся нищих. Правда тонет, коли золото всплывает.

27.

Не искал бы в селе, а искал бы в себе.

28.

Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. От одного слова, да век ссора.

29.

Богатый совести не купит, а свою погубит. Богатый никого не помнит, только себя.

30.

В глаза — людей и бога боится, а за глаза — и чёрта не боится.

31.

Век мой прошел, а дней у бога не убыло.

РАБОТЫ В ДЕКАБРЕ

Работа мужицкая всё та же. Скотину кормить, молотить по морозам, если не вымолочено. И дома по вечерам читать, слу­шать, понимать и мастерством заниматься, какое знаешь, или лапти плесть, веревки вить.

Бабья работа — прясть, шить. Великий праздник в этом месяце — Рождество Христово. Христиане радуются и празд­нуют. Радуются христиане и поминают день, когда господь Иисус Христос родился на спасенье людей. Христианский праздник надо и по-христиански проводить. Самое христиан­ское провождение праздника было бы такое: наварить, напечь, наготовить всего для праздника, а потом помолиться богу; а помолившись богу, пригласить к себе нищих и бедных и накормить их, а потом самим поесть. Так проводили праздники истинные христиане. Хорошо так сделать, но не всякий в семье может сделать это. Один хочет так, а другой не согласен; что же делать, надо покориться и для праздника с своими не ссо­риться. Хорошо и так для праздника: помыться, надеть чистое платье, богу помолиться и с семьей в мире и согласии разго­веться. Хорошо и так. Хорошо тоже на праздник и в гости схо­дить к родным и приятелям, побеседовать и выпить в меру. И тут плохого нет.

Но не так справляют у нас Христов праздник. Начинается с того, что готовят женщины себе наряды к празднику, одна другую перещеголять хочет и одна перед другой старается свои прелести выставить. И в этом наряде идут женщины в церковь,— друг друга оглядывают, себя охорашивают. После этого начи­нают разгавливаться, вино пить. И, разговевшись, идут по дворам пить. И начинается пьянство и распутство на всю не делю. Именинник Христос, а празднуют дьявола — его радуют Рассказывают, что пришли раз к имениннику гости. Стали пить,

его поздравлять, да так напились, что именинника же прибили. То же и мы делаем, когда по-язычески Рождество справляем, Христа празднуем, а все те самые дела делаем, которыми его распинаем.

Скажут: «Что ж, неужели всем так монахами жить, а и пове­селиться нельзя». Помилуй бог. Веселье любезное дело и богу и людям, да веселиться и без пьянства, без щегольства и рос­коши можно. А то жалуются часто, что податей отдать не с чего, а сочти всю водку, что на праздниках в деревне выпьют, да все те деньги, которые бабы и девки за платки, за шали да за юбки заплатили, так одну треть податей очистишь.

Добро бы веселье от водки и от женских нарядов было, а то от водки только ссоры да драки, да судбища, а от нарядов только распутство да зависть.

Если хотим Христа праздновать и сами христианами назы­ваемся» то и праздновать его надо не так, как нам хочется, а так, как он велел» — не пьянством, роскошью и распутством, а смиреньем, чистотою и добрыми делами.

1886 г.

Ваш брат-человек Марсель из Казани,
мыслитель, искатель Истины и Смысла Жизни.
marsexxхnarod.ru






Добрые, интересные и полезные рассылки на Subscribe.ru
Подписывайтесь — и к вам будут приходить добрые мысли!
Марсель из Казани. «Истина освободит вас» (www.MARSEXX.ru).
«Mein Kopf, или Мысли со смыслом!». Дневник живого мыслителя. Всё ещё живого...
Предупреждение: искренность мысли зашкаливает!
Настольная книга толстовца XXI века. Поддержка на Истинном Пути Жизни, увещевание и обличение от Льва Толстого на каждый день.
«Рубизнес для Гениев из России, или Сверхновый Мировой Порядок». Как, кому и где жить хорошо, а также правильные ответы на русские вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?», и на самый общечеловеческий вопрос: «В чём смысл жизни?»
«От АНТИутопии страшного сегодня к УТОПИИ радостного завтра». Мы оказались в антиутопии... Почему так? Как и куда отсюда выбираться? Причина в том, что мы признали утопии утопичными, то есть несбыточными, — и перестали трудиться над их воплощением. Но только стремясь реализовать утопии, возможно достичь сносной жизни!
Поэтому выход только один — начать воплощать светлые утопии о справедливом и лучшем завтра!!!

copyright: везде и всегда свободно используйте эти тексты по совести!
© 2003 — 2999 by MarsExX (Marsel ex Xazan)
http://ww.marsexx.ru
Пишите письма: marsexxхnarod.ru
Всегда Ваш брат-человек в труде за мир и братство Марсель из Казани